Если компания зарабатывает в валюте, на пути к деньгам она проходит препятствие. Это препятствие — валютный контроль. Во время валютного контроля компания доказывает, что получила деньги легально, а для этого собирает документы. Если опоздать с документами или заполнить с ошибкой, компания получает штраф, иногда — 100% от суммы сделки за ошибку. Шанс получить штраф больше шанса не получить.

Чтобы вы не получили штраф, мы написали эту статью: рассказываем, за что бывают штрафы в валютном контроле и как их избежать. Сегодня статья для тех, кто оказывает услуги: разрабатывает сайты, преподает английский, консультирует.

Эксперт — Алексей Ренгач, руководитель консалтингового центра по валютному контролю Модульбанка. Записалa Тоня Сергеева, шеф-редактор.

Что такое валютный контроль

Федеральный закон N173 и Инструкция ЦБ 181 — раскрывают общие положения валютного контроля и устанавливают порядок его прохождения

Статья 15.25 КоАП — виды нарушений и штрафы, предусмотренные за каждое их них

Валютный контроль придумали чиновники и Центральный банк. Так они проверяют, что предприниматели не отмывают деньги, не продают запрещенные товары, не работают с мошенниками и не спонсируют запрещенные организации.

Для тех, кто оказывает услуги, валютный контроль начинается с банка. Когда деньги приходят в банк, они не сразу попадают на счет предпринимателя: они находятся на транзитном счете, с которого нельзя распоряжаться деньгами по своему усмотрению, пока банк не убедится в законности сделки. Поэтому банк требует документы и разъяснения, а потом отдает их ЦБ. Если банк сомневается в законности сделки, то компания валютный контроль не пройдет.

Давайте сразу познакомимся с Еленой. Елена — владелец пиар-агентства, работает с клиентами из Европы и США. Елена работает давно и кажется, что уже знает всё о валютном контроле. Но нет, штрафы она получает всё равно. Будем учиться на ее ошибках.

Штрафы в валютном контроле бывают за пропуск сроков, опоздания платежей и ошибки в документах. Теперь о каждом подробнее.

Штраф за срыв сроков

Пройти валютный контроль без нарушений можно в течение 15 рабочих дней со дня поступления денег.

Для этого важно:

Вовремя узнать, что деньги пришли в банк. Банки обязаны сообщать клиенту, что деньги пришли, но как — выбирают сами. Могут ограничиться галочкой в личном кабинете.

Вовремя подготовить документы. Для валютного контроля их нужно минимум три или пять, в зависимости от суммы сделки. Документы вот такие:

1. Распоряжение на списание валюты с транзитного счета:

2. Договор с клиентом и документы, предусмотренные им (счет, акт, спецификация и другие):

3. Информация о валютной операции:

4. Если сумма сделки превышает 3 млн руб. (эквивалент в валюте) для импортного контракта и 6 млн руб. (эквивалент в валюте) для экспортного контракта, то при превышении этих порогов контракт нужно ставить на учет с присвоением ему уникального номера. Потребуется справка о подтверждающих документах:

Успеть доказать банку легальность сделки. Банк имеет право отказать в валютном контроле, если сомневается в чистоте сделки. Возможно, он не знает услугу, за которую компания получила деньги, или считает ее неоправданно дорогой.

А вот и Елена. Пиар-агентство Елены сделало для клиента из Италии пресс-кит и получило тысячу евро. Банк не знал, что такое «пресс-кит», и попросил объяснить. Объяснить, разумеется, не на словах, а с документами. Елена отсканировала выдержки из словарей, профессиональные статьи и примеры пресс-китов других компаний. И чтобы точно угодить банку, попросила клиента написать письмо с пояснением, зачем ему пресс-кит. Клиент написал. На это ушло два дня.

В итоге получилась хорошая такая папка, которую Елена предоставила банку. Сотрудники валютного контроля изучали папку три дня. Срок валютного контроля просрочен, штраф Елены 5 тыс. руб.

Еще банки могут слишком формально следовать правилам. Например, на документах должна стоять печать клиента, даже если у клиента ее никогда не было. Придется выкручиваться: убеждать клиента поставить любую печать, пусть это даже штамп для курьерской службы. Банк это примет, хотя у штампа нет юридической силы.

Вот что можно сделать, чтобы не нарушить сроки:

  • Найти банк, который помогает с валютным контролем. Когда деньги приходят в банк, вам звонит сотрудник и просит пройти валютный контроль; или вы получаете уведомление в личном кабинете о поступившей сумме и сроке прохождения валютного контроля; или банк отправляет смс и письмо на электронную почту.

    Если банк напоминает клиенту о прохождении валютного контроля, пока тот не отчитается по документам, это сильно помогает избежать штрафов.

    Так работает Модульбанк. Чтобы найти другие банки-помощники, посмотрите отзывы на Банки.ру и опросите знакомых.

    Если ваш банк не уведомляет вас должным образом или не напоминает о приближающемся окончании срока прохождения валютного контроля, попросите контрагента сообщить об оплате. А потом каждый день проверяйте личный кабинет, чтобы не пропустить платеж.

  • Заранее показать банку договор с клиентом. Заранее — это до того, как получите деньги. Посмотреть договор в интересах банка, потому что банку потом тоже отчитываться по вашим документам. Если банк откажется, ничего страшного, но если посмотрит и найдет ошибки, у вас будет время их исправить. Тогда валютный контроль пройдет без суеты.
  • Планировать время с запасом: рассчитывайте пройти валютный контроль за 12 дней вместо 15. Если банк не знает, что такое пресс-кит, у вас будет время собрать объяснения.

Деньги пришли позже срока

В договорах обычно есть условие — срок, в который клиент обязан оплатить услуги. Но клиенты не всегда платят в срок, иногда задерживают деньги, а штраф получает компания-резидент. Причем за каждый день просрочки.

Елена, владелец пиар-агентства из нашего примера, подписала договор с клиентом и зафиксировала условия оплаты — 5 тыс. евро через пять дней после подписания акта. Клиент акт подписал, но деньги не перевел. Елена звонила, оставляла сообщения, писала в вотсап и на фейсбуке. Клиент заплатил через 15 дней. Елена получила штраф.

Если клиент перечисляет деньги с задержкой, это и так проблема. Еще хуже, когда за это приходится платить штраф. Есть несколько способов заставить клиента платить вовремя. Некоторые из них безопасные, а некоторые расстроят клиента, но расскажем обо всех.

Поставить в договоре дату с запасом. По закону срок и условия получения денег можно написать любые. Чтобы себя обезопасить, напишите: «Клиент оплачивает услуги в течение 10 дней со дня выставления счета, но не позднее 30 дней». Так у вас будет месяц, чтобы получить деньги. Но если клиент ненадежный, он воспользуется формулировкой, чтобы затянуть платеж.

Объяснить клиенту важность сроков. Если в стране клиента нет штрафов за просрочку платежа, он не понимает беспокойства. Поэтому поговорите с клиентом, объясните ситуацию. Если клиент порядочный и понимающий, он не захочет, чтобы из-за него вы получили штраф.

Работать по 100% предоплате и не начинать работу, пока не получите предоплату. На это не все согласятся, но вы будете в безопасности. Предоплату клиент тоже может просрочить, но вероятность меньше, потому что без предоплаты работа не начнется.

Главное — не привязывать предоплату к дате заключения договора, а то риск получить штраф останется. Лучше привяжите оплату к действию: «Клиент оплачивает услугу после передачи исполнителю технического задания». Если к вам будут вопросы, проще доказать, что это клиент не сдал ТЗ, поэтому оплата пришла позже.

Назначить пени. Пропишите в договоре пени за задержку оплаты и предупредите клиента, что потребуете их оплатить в случае просрочки.

Совет довольно опасный, здесь нужно быть аккуратным. Если заставите клиента платить пени, он может захотеть отомстить. Найти повод легко: клиент может оштрафовать за пропущенный звонок или мелкие замечания по работе. Поэтому перед требованием оплатить пени убедитесь, что вас не за что штрафовать.

Деньги не пришли

Предприниматель обязан получить полную оплату услуг. Если клиент не заплатил совсем или заплатил не всю сумму, виноват предприниматель. Он и заплатит штраф. Это «приз» за доверчивость.

Ошибки в документах

Для валютного контроля предприниматель сдает в банк документы: договор с клиентом и документы, предусмотренные контрактом; распоряжение о списании валюты с транзитного счета и информацию о валютных операциях. Если оплата пришла по контракту на сумму более 3 и 6 млн рублей для импортного и экспортного контрактов соответственно (эквивалент в валюте), то еще справку о подтверждающих документах. Всё, кроме договора, надо заполнить в сроки, предусмотренные валютным законодательством, и без ошибок.

Шаблон документов разработал Центробанк, поэтому бланки стандартные. Но каждый банк сам решает, как клиент будет их заполнять: дает подсказки в личном кабинете, заполняет сам или оставляет клиента наедине с шаблонами.

Если предприниматель ошибется в документах, а банк их примет, предприниматель нарушит закон и получит штраф. Ошибиться легко — опечатки тоже считаются за ошибку.

Банк не обязан показывать клиенту его ошибки, он может просто вернуть документы с пометкой «Не принято» или принять с ошибками. Помогать клиенту или нет — зависит от банка.

Единственный способ уберечься от ошибки — найти банк, который помогает заполнить документы. Некоторые банки делают это бесплатно, а другие — помогают за деньги. Но всё равно это будет дешевле, чем платить штраф.

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.