На сайт банка

Сдать договор не так просто. Банку плевать, что вам его составил юрист за 50 тыс. руб. в час, а клиент согласовал с пятого раза. Главное, чтобы договор отвечал требованиям. Поэтому сегодня разбираемся, как составить договор, к которому не придерется банк. Приготовьтесь, статья занудная, но она убережет вас от еще более занудных разборок с банком.

Эксперты —
Эксперт — Алексей Ренгач, руководитель консалтингового центра по валютному контролю Модульбанка. Записалa Тоня Сергеева, шеф-редактор.

Точные формулировки

Банк требует договор, чтобы убедиться, что вы не отмываете деньги, не выводите их из страны, не закупаете наркотики у колумбийских дельцов и не поддерживаете террористов.

Если в договоре расплывчатые формулировки и мало подробностей, банк не примет договор. Поэтому внимательно заполняйте вот что:

  • от кого и за что вы получили деньги;
  • сколько стоят ваши услуги и не завышена ли цена;
  • как клиент убедится в качестве услуги.

Банк не заходит на территорию юристов: не советует изменить невыгодные условия оплаты, дописать ответственность клиента и не ищет ошибок. Банк волнует только законность сделки.

Главное правило договора — подробно описать сделку и оформить договор по требованиям Центробанка для валютного контроля. Расскажем о правиле подробнее.

Сведения о клиенте

Банк всегда изучает клиента: чем занимается, кто подписывает договор, на основании каких документов. Если клиент подозрительный, банк попросит скан регистрации компании или выдержку из устава. А может просто отказать в валютном контроле. Поэтому описание клиента — ключевой момент в договоре.

Где описать в договоре. Разделы: «Стороны сделки» и «Реквизиты». Например:

Частая ошибка. Ошибиться в реквизитах и не проверить компанию клиента.

Как правильно. В описании клиента должны быть:

  • правовая форма компании клиента;
  • название компании;
  • название страны, где зарегистрирована компания. Название копируйте из классификатора стран мира или учредительных документов компании. Клиент может называть страну Голландией, но верно — Нидерланды. Из-за такой ошибки банк не примет договор;
  • юридический и почтовый адреса;
  • должность, фамилия и имя того, кто подписывает договор.

Где в договоре описан клиент, не важно. Обычно в начале договора пишут: «Payroll S.r.l в лице генерального директора Давидо Коррадо (Заказчик) с одной стороны, и ИП Копытин Иван Алексеевич в лице Копытина Ивана Алексеевича (Исполнитель) с другой стороны, совместно именуемые Стороны…». Всё остальное — в реквизиты.

Как подстраховаться. Убедитесь, что компания клиента существует и ее владелец не в бегах. Можно собрать публикации о компании, заказать проверку надежности в Торгово-промышленной палате или посмотреть базы данных. Например, есть базы:

Проверьте, что клиент имеет право подписывать договор. Для этого попросите учредительные документы — в них перечислены люди с правом подписи. Если клиент подписывает договор по доверенности, проверьте доверенность. Идеально, если клиент отправит нотариальную копию доверенности курьерской службой. А пока копия едет к вам, пришлет фотографию.

Суть сделки

Банк должен понять, за что предприниматель получает деньги: продает бумагу, разрабатывает программное обеспечение или организует поездку в Африку. Это суть сделки. Если из договора нельзя понять суть, банк считает, что сделка фиктивная. Обычно так бывает, если написать просто «Консультационные услуги».

Где описать в договоре. Чаще всего это разделы: «Предмет контракта» или «Основные условия» и приложения к договору.

Частая ошибка. Короткое описание без подробностей.

Как правильно. Описывать сделку в деталях. Это нужно и для товаров, и для услуг:

Для товаров. Название, модель, производитель, размер, вес, количество, маркировка, тип упаковки, код из товарной номенклатуры.

Для услуг. Название, из чего состоит услуга, как выглядит результат.

В настоящем договоре это может выглядеть примерно так:

Подозрительно

Поставка оборудования

Разработка макета для сайта заказчика

Понятно

Поставка полировальной машины Snow 200/1 для обработки металлических материалов (легированные, нелегированные, закаленные стали) и не неметаллических материалов; модель S134, производство AN (Германия), 1 единица. Техническое описание — в приложении № 1

Подготовка макетов для сайта www.rainbow.ru, для разделов: «О компании», «Каталог», «Контакты», «Тендеры», «Отзывы», «Калькулятор». Каждый макет разрабатывается по техническому заданию из приложения № 1

Как подстраховаться. Ваша задача — доказать, что услуга и товары реальны: они существуют и компания за них будет платить. Для доказательства подойдет техническое задание, спецификация, презентация для тендера, видео с презентации, фотографии товара или будущего мероприятия. Пригодится всё, что говорит о товаре и услуге: как выглядят, сколько их и зачем используют. Будет хорошо, если приложите доказательства к договору, так у банка будет меньше вопросов.

Стоимость

Банк хочет убедиться, что клиент всерьез заказывает услугу. А то скажут, что организовали концерт Киркорова на день рождения магазина, а Киркоров об этом не знает. Поэтому банк следит, чтобы цена не была неправдоподобно завышенной.

Где описать в договоре. Чаще всего это разделы: «Стоимость работ и порядок оплаты», «Расчеты» и приложения к договору.

Частая ошибка. Написать общую сумму договора без разбивки на составляющие; не рассказать, из чего складывается цена.

Как правильно. В стоимости должно быть:

Для товаров. Общая сумма договора, цена за единицу товара, условия поставки по международным правилам Инкотермс, валюта, в которой указана цена.

Для услуг. Общая сумма договора; валюта, в которой указана цена, и цена за элемент услуги. Элемент услуги — это макет одной страницы на сайт, а не сайт целиком; заказ ведущих на корпоратив, а не весь бюджет корпоратива; перевод 100 страниц, а не книги.

Если сумма плавающая, описывайте условия расчета. Чем подробнее, тем лучше.

Подозрительно

Максимальная стоимость договора — 50 тыс. евро за все партии товара

Максимальная сумма договора — 10 тыс. евро

Исполнитель имеет право на комиссию с продаж

Понятно

Стоимость договора — 50 тыс. евро. Клиент оплачивает каждую партию товара отдельно, на основании счета от продавца. Оплата считается обязательной, если покупатель подтвердил заявку на товар, а продавец — заявку на отгрузку. Шаблон заявок и подтверждений — в приложении № 1

Сумма договора — 10 тыс. евро. Дизайнер получает почасовую оплату, где час работы — 40 евро. Основание для оплаты — график с указанием времени и технического задания, которое составил дизайнер и подписал клиент. Техническое задание — в приложении № 1

Исполнитель получает комиссию с продаж дверей Solar, которые изготовлены и проданы в России за период действия договора. Формула расчета комиссии: 1% от цены проданных дверей. Комиссия выплачивается исходя из суммы платежей, которые получил заказчик

Как подстраховаться. Банк может посчитать цену неоправданно высокой. Подготовьте заранее документы, которые помогут обосновать стоимость. Подойдет исследование рынка с ценой на похожие услуги и примеры договоров с похожими услугами для других клиентов, прайс-лист.

В контракте должен быть прописан порядок оплаты по договору: на основании чего она происходит и в какие сроки. Оплата может быть авансовой (предоплата) или по факту оказания услуг/поставки товаров.

Например, если контрактом предусмотрена оплата по факту оказания услуг, можно указать, что оплата осуществляется на основании счетов в течение 30 дней от даты их выставления. Тогда нужно добавить, что полной или частичной оплатой счета заказчик подтверждает: все условия выполнены в полном объеме, в надлежащие сроки и с надлежащим качеством.

Документом, подтверждающим факт оказания и приемки услуг, может быть акт. В контракте нужно указать срок оплаты услуг после подписания акта.

Если контрактом предусмотрены авансовые платежи в пользу нерезидента, важно отразить в контракте сроки репатриации — когда вы получите то, за что платите. Оплатили авансом товар — должно быть указано, когда он будет поставлен. Оплатили услуги — пропишите, когда они будут оказаны. Еще нужно указать срок, в течение которого будет произведен возврат авансового платежа в случае неисполнения контрагентом обязательств.

Проверка качества

Если компания не липовая, она заинтересована в качественной работе подрядчика. Поэтому стороны в договоре прописывают, как клиент будет проверять качество. Если в договоре такого нет, банк считает сделку нечистой.

Где описать в договоре. Чаще всего это разделы: «Условия оплаты», «Сдача и приемка», «Ответственность» и приложения к договору.

Частая ошибка. Отделаться общей фразой «Оплата по итогам работы».

Как правильно. Подробно описать:

  • кто принимает товар или услугу;
  • в какой момент. Например, в момент поставки на склад покупателя, через пять дней после корпоратива, после первой покупки с сайта;
  • какие критерии использует для оценки качества;
  • сколько времени клиент будет оценивать качество;
  • что клиент делает, если его не устраивает качество;
  • как решаются споры.

Часто это значит, что к договору вы прикладываете материалы с критериями качества. В жизни это выглядит примерно так:

Подозрительно

Оплата по итогам поставки товара

Заказчик выплачивает гонорар по итогам работы

Заказчик не выплачивает гонорар в случае грубой халатности

Понятно

Качество товара должно соответствовать действующим стандартам страны-импортера и подтверждаться документами от компетентных организаций страны происхождения. Список документов и компетентных организаций — в приложении № 1

Заказчик выплачивает гонорар по итогам отчета о работе. Отчет должен содержать даты встреч с клиентами, ссылку на подготовленное техническое задание для клиента и на презентацию для клиента, результаты встречи, ссылку на тендеры из базы заказчика

Заказчик не выплачивает 50% гонорара в случае нарушения графика работы, который зафиксирован в приложении № 1. О претензиях к работе заказчик сообщает письменно, по электронной почте. Исполнитель имеет право оспорить нарушение за 10 дней

Как подстраховаться. Описывайте условия оплаты подробно и с примерами. Если речь об оценке времени, напишите, в какой программе ведете учет часов. Если речь о качестве, то какие стандарты берутся за эталон, как и в какой момент клиент сопоставит товар и эталон. Чем конкретнее описание, тем скорее банк поверит, что вас заботит качество сделки.

Не все банки строго подходят к валютному договору. В одном банке договор можно сдать сразу, в другом — дважды переделывать. Требования зависят от внутренних правил банка.

Если у вас дотошный банк, это хорошо. Дотошность раздражает, зато бережет от убытков: пока вы отвечаете на вопросы банка, вы еще раз изучаете условия сделки. Это шанс найти ошибку на миллион.

В статье использовали шаблон договора от Центра управления законом

Легкий валютный контроль для бизнеса в Модульбанке

Получайте деньги из других стран без комиссий

Узнать
Еще какие-то статьи
Август
Удобный калькулятор комиссий для маркетплейсов
14 августа
Апрель
Мы выращиваем овощи и зелень прямо в баре
21 апреля 2021
Топчик
Как стать единственным поставщиком в закупках по 44-ФЗ
Советы

Как стать единственным поставщиком в закупках по 44-ФЗ

Три сценария для ИП и юрлиц
Как хорошо вы разбираетесь в кофе?
Интерактив

Как хорошо вы разбираетесь в кофе?

Это тест для кофеманов и тех, кто мечтает об открытии кофейни. Или не мечтает, а владеет? Пройдите тест, чтобы узнать уровень вашего кофейного интеллекта
Как выбрать банк для расчетного счета
Советы

Как выбрать банк для расчетного счета

Разбираемся с Дарьей и двумя Иванами
«Наш сайт воровали пять раз»
История

«Наш сайт воровали пять раз»

Как бороться с нарушителями авторских прав — рассказывают предприниматель и юрист
Заменить валюту в ВЭД-контракте
Советы

Заменить валюту в ВЭД-контракте

Для тех, кто работает со странами СНГ и Азией
Как стать единственным поставщиком в закупках по 44-ФЗ
Советы

Как стать единственным поставщиком в закупках по 44-ФЗ

Три сценария для ИП и юрлиц
Полезные ссылки:
в каком случае нарушаются авторские права программа для подписания документов электронной подписью уведомление о закрытии ип в налоговую печать у ип законом не предусмотрена прием в порядке перевода испытательный срок в какое время можно вывозить мусор налогообложение оао программа для подписи документов эцп переманивание сотрудников из других организаций как часто должен вывозиться мусор где получают лицензию на алкоголь плюсы и минусы общества с ограниченной ответственностью что именно нельзя обменять продавцу как оплатить букинг заранее когда должны перечислить отпускные документы для брачного договора общества с ограниченной ответственностью плюсы и минусы что пишут в брачном контракте чек на крупную сумму российская классификация отелей российская площадка алиэкспресс кто такие ясновидящие кто такие медиумы продажа доли в уставном капитале третьему лицу как не попасть под 115 фз ип как получить патент на изобретение что должны выплачивать беременным информация на ценниках можно ли лишить премии за дисциплинарное взыскание общедоступные сведения фнс растаможка коммерческой партии физ лицом зачем обналичивают деньги критерии подозрительных сделок признаки необычных сделок продажа доли общества третьему лицу без нотариуса черные списки банков по юридическим лицам номер инвойса лицензионный договор на ноу хау расчеты через терминал лицензирование алкогольной деятельности процесс банкротства ип аппаратный крипто ключ егаис как защитить продавца персональный данные персональная информация взаимозависимость компаний недействительности сделки справка кнд утечка данных плюсы и минусы индивидуального предпринимательства таблица надо ли адвокатам контрольно кассовый аппарат как продавать на озоне физическому лицу получить субсидию брачные контракты фудшеринг москва продажа доли в обществе третьему лицу продажа доли принадлежащей обществу третьему лицу получить домен фипс квитанция для уплаты пошлины бланк копия контракта криптоключ для егаис

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.